Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт детского сада 2442


Воскресенье, 28.04.2024, 07:48
Главная » Статьи » Советы психолога

Первый раз в первый класс или что важно для первоклашки и его родителей при выборе школы

 

 

 

Консультация

 

Тема: "Первый раз в первый класс или что важно для первоклашки и его родителей при выборе школы"

Подготовила: педагог-психолог

ГОУ д/с № 2442 Склезнева И.В.

Сегодня образованию детей уделяется большое внимание. Свои двери для первоклашек открывает множество школ, каждая со своими особенностями, методиками и программами. Как же родителям, чьи дети  уже в сентябре отправятся в первый класс,  сделать правильный выбор и не ошибиться? Важно сделать маленький экскурс в школу и подумать, что подходит для данного конкретного ребёнка.

 

ЭКСКУРС В ШКОЛУ.

 

Традиционная школа – это школа, в которой учились современные бабушки и дедушки. Конечно, за последние десятилетия многое в ней изменилось. Например, за счёт государственного финансирования техническое оснащение успешно развивающихся "массовых" школ сейчас на высоте: это новые компьютерные классы, интерактивные доски, полноценные спортзалы и оборудованные классы для таких предметов, как физика, химия, биология.

Несомненные плюсы традиционных школ в том, что они дают неплохую подготовку к поступлению в ВУЗ и часто сотрудничают с каким-либо институтом.

Выбирая такую школу, желательно собрать как можно больше информации о ней:

- поговорить с родителями уже обучающихся там детей, узнать их мнение;

- поискать отзывы о школе в Интернете;

- сходить на экскурсию в саму школу, познакомиться с учителем;

- если возможно, выяснить примерный процент выпускников, поступивших в вузы.

 

Профильная школавыбирается в соответствии со способностями ребёнка.

Родителям не следует воплощать в жизнь собственные нереализованные амбиции (Я всю жизнь мечтала играть на пианино, но не получилось, а вот моя дочь будет играть!).

Целесообразнее основываться на реальных природных данных своего чада.

Не стоит с первого же класса записывать ребёнка в профильную школу, например, при вузе. Ведь с возрастом интересы и склонности могут сильно измениться.

 

Частные школы в последние годы приобретают всё большую популярность.

Что же предлагают родителям частные школы?

Во-первых, индивидуальный подход.  Конечно, когда у учителя в классе не 25-30 человек, а максимум 10-12, гораздо проще уделить внимание каждому, успеть спросить на уроке, вовремя заметить возникшие у ребёнка трудности и, чтобы не запустить материал, лишний раз объяснить, помочь.

К тому же, в частных школах учителя спокойнее и терпимее относятся к неординарным детям, выделяющимся из общей массы, не стремятся к абсолютной дисциплине.

Помимо этого, частные школы организуют содержательную работу во второй половине дня: кружки по интересам, экскурсии, второй и третий иностранные языки. В выходные дни – выезды в подмосковные дома отдыха и пансионаты. в каникулярное время – языковые стажировки за рубежом.

 

Школы, работающие по авторской методике, в наши дни достаточно распространены. Системы Монтессори, Штайнера и многие другие сейчас активно апробируются и используются. Особенностью подобного рода школ является декларируемое создание обстановки для всестороннего развития подрастающих умов. Всё бы ничего, если бы не "перегибы", часто встречающиеся в авторских методиках. Отдавать ребёнка в такую школу нужно с осторожностью, детально выяснив программу обучения. Родителям важно не забывать, что после школы их чаду предстоит поступать в вуз, да и просто жить в человеческом обществе, где вряд ли будут созданы особые условия, к которым ребёнок привыкает в "микромире" подобных школ.

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

 

При поступлении в начальную школу, важно выяснить, по какой программе будет учиться ребёнок .Ведь наряду с традиционной программой, эффективность которой проверена годами, существуют и различные авторские методики. Сейчас на слуху программы с громкими названиями: "Школа 2100", "Гармония", "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Система Занкова", "Система Эльконина - Давыдова". Лучше заранее узнать их особенности и выбрать ту, которая наиболее подходит ребёнку.

 

"Классическая начальная школа "

По этой системе учились наши бабушки и мамы. Она вырабатывалась годами и доказала свою результативность. Это – самая что ни на есть традиционная программа обучения. Только сейчас она переработана и изменена  с учётом современных требований. Обучение в её русле направлено не только на формирование знаний, навыков и умений, как прежде, но и на развитие личности ребёнка.

Цель программы" Полноценное развитие ребёнка и подготовка к обучение в школе среднего звена".

 

"Школа 2100"

Это программа характеризуется преемственностью – в ней используется принцип непрерывности образования: дети могут учиться с трёх лет до поступления в высшее учебное заведение. Для дошколят создан целый пакет специальных учебных пособий, которые развивают логическое мышление. В рамках этой программы учитель должен организовать работу так, чтобы ребёнок самостоятельно мог сделать маленькое открытие. В учебниках, предусмотренных программой, реализован принцип "минимакс". То есть материал дан в максимальном объёме, при том, что ученик должен освоить минимум. В идеале ребёнок возьмёт столько, сколько он может.

Цель программы: "Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик".

 

"Гармония"

В рамках программы реализован принцип гармоничного сочетания традиционных и развивающих методик. Учебно-методический комплекс "Гармония", созданный под руководством Н.Истоминой, удостоен премии правительства России в области образования. В процессе обучения по этой программе ребёнок прежде всего учится работать самостоятельно и оценивать результат своей работы. Программа развивает логическое мышление.

Цель программы: "Обеспечение комфортных условий для общего развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему обучению".

 

"Школа России"

Сама по себе эта программа – образец лучших традиций отечественной начальной школы. Сборник учебников для "Школы России", подготовленный коллективом под редакцией А.Плешкова, впитал в себя самое ценное из тех программ, по которым училось несколько поколений советских, а затем и российских школьников. Кроме того, как можно догадаться из названия,  она ориентирована на гражданское образование.

Цель программы: Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах".

 

"Начальная школа XXI века".

Это совершенно новая программа, в которой основной упор делается на природосообразность обучения. Знания даются в том виде и объёме, который соответствует особенностям и потребностям. Ученик – не зритель и слушатель, а самостоятельный исследователь. Задания составлены таким образом, что подталкивают ребёнка к поиску истины. Есть и ещё одна примечательная особенность – в учебниках дан очень широкий спектр заданий, из которых учитель может подобрать для каждого ребёнка индивидуальные задачи.

Цель программы: "Начальная школа должна быть природосообразной – соответствовать потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной деятельности".

 

"Развивающая система обучения Л. Занкова"

В основе лежит идея объединения обучения, воспитания, и развития в единый процесс. Программа учит детей собственному поиску. Чтобы пробудить самостоятельность, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Программа помогает ребёнку отнестись к учёбе, как к новому интересному и увлекательному занятию, и попутно раскрыть свою индивидуальность. Характерная особенность этой программы  - высокий темп обучения и максимальный уровень трудности.

Цель программы: "В начальном образовании нет главных и второстепенных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребёнка".

 

"Система Эльконина - Давыдова"

Характерными являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта.

Цель программы: "Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения".

 

Во многих школах зачастую бывает так: существует три первых класса "А", "Б"и "В". По результатам собеседования в класс "А" набираются более "сильные" дети, с явными, например, математическими способностями, и их обучают по системе Эльконина – Давыдова. Класс "Б", например, изучает программу "Школа 2100", класс "В" работает по традиционной системе. Таким образом, и осуществляется дифференцированный подход.

 

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ПЕРВОКЛАШКИ ПРИ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ:

 

1.         Учитель, которому родители доверяют ребёнка. Кому-то нужен учитель строгий, кому-то – более "мягкий", кому-то – дающий повышенный уровень знаний, кому-то – учитывающий индивидуальные особенности ребёнка и т.д.

2.         Близость школы к дому. Желательно, чтобы дорога в школу занимала не более 15-20 минут пешком и не более 30 минут на транспорте.

3.         Если ребёнок ходил в детский сад, важным может оказаться взаимодействие и преемственность дошкольного учреждения и школы. Сейчас многие садики сотрудничают со школами, готовя для них своих "выпускников".Когда несколько детей из группы попадают а один класс, они, как правило, легче адаптируются к новым для себя условиям.

4.         Готовность ребёнка к школе. Некоторые дети сложно привыкают к школьному режиму, поэтому не всегда есть смысл отдавать ребёнка в школу "с уклоном" и повышенным уровнем обучения. Если у ребёнка логопедические проблемы, его крайне нежелательно отдавать в языковую школу!

5.         Предполагаемое количество детей в классе. Чем меньше учеников – тем больше внимания каждому. Идеальный вариант – не более 20 человек в классе.

6.         Важно ориентироваться на особенности ребёнка. Если он активный, стоит присмотреться к школе, в которой много внимания уделяется физическому развитию: есть секции, летний спортивный лагерь. Для ребёнка с творческими способностями подойдёт школа с театральным, художественным уклоном.

7.         В школы с повышенной интеллектуальной и физической нагрузкой (спецшколы, профильные лицеи), не стоит записывать детей, у которых проблемы с речью, поведенческие особенности, ослабленное здоровье, нарушение внимания, восприятия, памяти. Что касается обучения в школе- экстернате или школе-пансионе, решение отдать туда ребёнка лучше принимать совместно с детским психологом.

 

И всё-таки при выборе школы для первоклассника самым важным показателем остаётся личность учителя. Потому что на этапе вхождения в школьную образовательную систему именно учитель может помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям, дать ему не только необходимые знания, но и оказать необходимую моральную и психологическую поддержку.


Информационные источники:

1.     Сайт "Детский психолог" http://www.childpsy.ru.

2.     Виктория Бессонова "Первый раз в первый класс". Москва, "Знание" 2008 г.

 

Категория: Советы психолога | Добавил: Елена (19.04.2011)
Просмотров: 4590

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Советы психолога [19]
Советы логопеда [0]
Советы воспитателей [0]
Разное [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Нормально
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 69

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz