Консультация
Тема: "Первый раз в первый класс или что важно для первоклашки и его
родителей при выборе школы"
Подготовила: педагог-психолог
ГОУ д/с № 2442 Склезнева И.В.
Сегодня образованию детей
уделяется большое внимание. Свои двери для первоклашек открывает множество школ,
каждая со своими особенностями, методиками и программами. Как же родителям, чьи
дети уже в сентябре отправятся в первый
класс, сделать правильный выбор и не
ошибиться? Важно сделать маленький экскурс в школу и подумать, что подходит для
данного конкретного ребёнка.
ЭКСКУРС В ШКОЛУ.
Традиционная школа – это школа, в которой учились современные
бабушки и дедушки. Конечно, за последние десятилетия многое в ней изменилось.
Например, за счёт государственного финансирования техническое оснащение успешно
развивающихся "массовых" школ сейчас на высоте: это новые
компьютерные классы, интерактивные доски, полноценные спортзалы и оборудованные
классы для таких предметов, как физика, химия, биология.
Несомненные плюсы традиционных
школ в том, что они дают неплохую подготовку к поступлению в ВУЗ и часто
сотрудничают с каким-либо институтом.
Выбирая такую школу,
желательно собрать как можно больше информации о ней:
- поговорить с родителями
уже обучающихся там детей, узнать их мнение;
- поискать отзывы о школе
в Интернете;
- сходить на экскурсию в
саму школу, познакомиться с учителем;
- если возможно, выяснить
примерный процент выпускников, поступивших в вузы.
Профильная школа – выбирается в соответствии со
способностями ребёнка.
Родителям не следует
воплощать в жизнь собственные нереализованные амбиции (Я всю жизнь мечтала
играть на пианино, но не получилось, а вот моя дочь будет играть!).
Целесообразнее
основываться на реальных природных данных своего чада.
Не стоит с первого же
класса записывать ребёнка в профильную школу, например, при вузе. Ведь с
возрастом интересы и склонности могут сильно измениться.
Частные школы в последние годы приобретают всё большую популярность.
Что же предлагают
родителям частные школы?
Во-первых, индивидуальный
подход. Конечно, когда у учителя в
классе не 25-30 человек, а максимум 10-12, гораздо проще уделить внимание каждому,
успеть спросить на уроке, вовремя заметить возникшие у ребёнка трудности и,
чтобы не запустить материал, лишний раз объяснить, помочь.
К тому же, в частных школах
учителя спокойнее и терпимее относятся к неординарным детям, выделяющимся из
общей массы, не стремятся к абсолютной дисциплине.
Помимо этого, частные
школы организуют содержательную работу во второй половине дня: кружки по
интересам, экскурсии, второй и третий иностранные языки. В выходные дни –
выезды в подмосковные дома отдыха и пансионаты. в каникулярное время – языковые
стажировки за рубежом.
Школы, работающие по авторской методике, в наши дни достаточно распространены.
Системы Монтессори, Штайнера и многие другие сейчас активно апробируются и
используются. Особенностью подобного рода школ является декларируемое создание
обстановки для всестороннего развития подрастающих умов. Всё бы ничего, если бы
не "перегибы", часто встречающиеся в авторских методиках. Отдавать
ребёнка в такую школу нужно с осторожностью, детально выяснив программу
обучения. Родителям важно не забывать, что после школы их чаду предстоит
поступать в вуз, да и просто жить в человеческом обществе, где вряд ли будут
созданы особые условия, к которым ребёнок привыкает в "микромире"
подобных школ.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА
При поступлении в
начальную школу, важно выяснить, по какой программе будет учиться ребёнок .Ведь
наряду с традиционной программой, эффективность которой проверена годами,
существуют и различные авторские методики. Сейчас на слуху программы с громкими
названиями: "Школа 2100", "Гармония", "Школа
России", "Начальная школа XXI века", "Система
Занкова", "Система Эльконина - Давыдова". Лучше заранее узнать
их особенности и выбрать ту, которая наиболее подходит ребёнку.
"Классическая начальная школа "
По этой системе учились
наши бабушки и мамы. Она вырабатывалась годами и доказала свою
результативность. Это – самая что ни на есть традиционная программа обучения.
Только сейчас она переработана и изменена
с учётом современных требований. Обучение в её русле направлено не
только на формирование знаний, навыков и умений, как прежде, но и на развитие
личности ребёнка.
Цель программы" Полноценное развитие ребёнка и
подготовка к обучение в школе среднего звена".
"Школа 2100"
Это программа
характеризуется преемственностью – в ней используется принцип непрерывности
образования: дети могут учиться с трёх лет до поступления в высшее учебное
заведение. Для дошколят создан целый пакет специальных учебных пособий, которые
развивают логическое мышление. В рамках этой программы учитель должен
организовать работу так, чтобы ребёнок самостоятельно мог сделать маленькое
открытие. В учебниках, предусмотренных программой, реализован принцип
"минимакс". То есть материал дан в максимальном объёме, при том, что
ученик должен освоить минимум. В идеале ребёнок возьмёт столько, сколько он
может.
Цель программы: "Формирование различных способов деятельности.
Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик".
"Гармония"
В рамках программы
реализован принцип гармоничного сочетания традиционных и развивающих методик.
Учебно-методический комплекс "Гармония", созданный под руководством
Н.Истоминой, удостоен премии правительства России в области образования. В
процессе обучения по этой программе ребёнок прежде всего учится работать
самостоятельно и оценивать результат своей работы. Программа развивает логическое
мышление.
Цель программы: "Обеспечение комфортных условий
для общего развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему обучению".
"Школа России"
Сама по себе эта
программа – образец лучших традиций отечественной начальной школы. Сборник
учебников для "Школы России", подготовленный коллективом под
редакцией А.Плешкова, впитал в себя самое ценное из тех программ, по которым
училось несколько поколений советских, а затем и российских школьников. Кроме
того, как можно догадаться из названия,
она ориентирована на гражданское образование.
Цель программы: Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её
духовного величия, её значимости в мировых масштабах".
"Начальная школа XXI века".
Это совершенно новая
программа, в которой основной упор делается на природосообразность обучения. Знания
даются в том виде и объёме, который соответствует особенностям и потребностям.
Ученик – не зритель и слушатель, а самостоятельный исследователь. Задания
составлены таким образом, что подталкивают ребёнка к поиску истины. Есть и ещё
одна примечательная особенность – в учебниках дан очень широкий спектр заданий,
из которых учитель может подобрать для каждого ребёнка индивидуальные задачи.
Цель программы: "Начальная школа должна быть
природосообразной – соответствовать потребностям детей этого возраста в
познании, общении, разнообразной деятельности".
"Развивающая система обучения Л. Занкова"
В основе лежит идея
объединения обучения, воспитания, и развития в единый процесс. Программа учит
детей собственному поиску. Чтобы пробудить самостоятельность, вопросы ставятся
в общем виде, что побуждает детей мыслить. Программа помогает ребёнку отнестись
к учёбе, как к новому интересному и увлекательному занятию, и попутно раскрыть
свою индивидуальность. Характерная особенность этой программы - высокий темп обучения и максимальный
уровень трудности.
Цель программы: "В начальном образовании нет
главных и второстепенных предметов. Каждый предмет значим для общего развития
ребёнка".
"Система Эльконина - Давыдова"
Характерными являются
разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети
открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются
детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена
система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель
совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что
создаёт атмосферу психологического комфорта.
Цель программы: "Знания должны усваиваться
ребёнком в процессе анализа условий их происхождения".
Во многих школах зачастую
бывает так: существует три первых класса "А", "Б"и
"В". По результатам собеседования в класс "А" набираются
более "сильные" дети, с явными, например, математическими
способностями, и их обучают по системе Эльконина – Давыдова. Класс
"Б", например, изучает программу "Школа 2100", класс
"В" работает по традиционной системе. Таким образом, и осуществляется
дифференцированный подход.
ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ПЕРВОКЛАШКИ ПРИ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ:
1.
Учитель,
которому родители доверяют ребёнка. Кому-то нужен учитель строгий, кому-то –
более "мягкий", кому-то – дающий повышенный уровень знаний, кому-то –
учитывающий индивидуальные особенности ребёнка и т.д.
2.
Близость
школы к дому. Желательно, чтобы дорога в школу занимала не более 15-20 минут
пешком и не более 30 минут на транспорте.
3.
Если
ребёнок ходил в детский сад, важным может оказаться взаимодействие и
преемственность дошкольного учреждения и школы. Сейчас многие садики
сотрудничают со школами, готовя для них своих "выпускников".Когда
несколько детей из группы попадают а один класс, они, как правило, легче
адаптируются к новым для себя условиям.
4.
Готовность
ребёнка к школе. Некоторые дети сложно привыкают к школьному режиму, поэтому не
всегда есть смысл отдавать ребёнка в школу "с уклоном" и повышенным
уровнем обучения. Если у ребёнка логопедические проблемы, его крайне
нежелательно отдавать в языковую школу!
5.
Предполагаемое
количество детей в классе. Чем меньше учеников – тем больше внимания каждому.
Идеальный вариант – не более 20 человек в классе.
6.
Важно
ориентироваться на особенности ребёнка. Если он активный, стоит присмотреться к
школе, в которой много внимания уделяется физическому развитию: есть секции,
летний спортивный лагерь. Для ребёнка с творческими способностями подойдёт
школа с театральным, художественным уклоном.
7.
В
школы с повышенной интеллектуальной и физической нагрузкой (спецшколы,
профильные лицеи), не стоит записывать детей, у которых проблемы с речью,
поведенческие особенности, ослабленное здоровье, нарушение внимания,
восприятия, памяти. Что касается обучения в школе- экстернате или
школе-пансионе, решение отдать туда ребёнка лучше принимать совместно с детским
психологом.
И всё-таки при выборе
школы для первоклассника самым важным показателем остаётся личность учителя. Потому что на этапе вхождения в школьную
образовательную систему именно учитель может помочь ребёнку адаптироваться к
новым условиям, дать ему не только необходимые знания, но и оказать необходимую
моральную и психологическую поддержку.
Информационные источники:
1. Сайт "Детский психолог" http://www.childpsy.ru.
2. Виктория Бессонова "Первый раз в
первый класс". Москва, "Знание" 2008 г.
|